Гора Тхач - четыре дня в горах Адыгеи

Чт, 23.05.2013 - 21:23

Вторые майские праздники для нас не могли пройти просто так и мы долго гадали куда пойти. Варианты были такие: Темная бухта (Криница), Крым, гора Фишт, Бухта Инал.

За день до выходных решили идти на Большого Тхача. Почитали в интернете описание маршрутов, скачали трек в GPS навигатор. 9 мая, в светлый праздник Дня Победы в час ночи выезжаем из Горячего Ключа в составе 4 человек. На ночевку остановились недалеко от поселка Новопрохладное. Времени на дорогу потратили чуть более 2часов.

Первая ночевка

Утром завтрак и едем в Новопрохладное.

Недалеко от Новопрохладного

Там в магазине кое-что докупаем и узнаем где припарковать тачку на дни похода. Ставим «Марка» у двора одного из местных жителей за 50р в сутки. Вот с этого места и начинается наш маршрут.

Выход из Новопрохладного

Вышли мы в 10:20, а на «Тайвань» (местное название), слияние Большого и Малого Сахрая, пришли в 13:30. GPS показывал 12 км пройденного пути и 820 м над уровнем моря. Значит, от села, мы уже поднялись на 400м. Тут мы пополнили запасы воды и съели по яблоку.

Преодоление одного из бродов

Дорога от села до «Тайваня» лесовозная, но отличного качества. Можно легко проехать на "Ниве". Количество проходимых бродов считать не стали. Первые два переходятся по подвесным мостам.

Первый подвесной мост

Висячий мост      Второй подвесной мост

Второй мост висит над небольшим каньоном. Там же находится водопад «Манькин шум».

Небольшой каньон по пути на Тхач

Водопад "Манькин шум"

На третьем броде развязка, на ней мы пошли налево. От слияния Сахраев стартанули в 14:00 и сразу догнали группу туристов, пара человек оказалась нам знакома, встречались с ними в прошлом году на горе Индюк. Немного с ними побеседовали и даже прошлись вместе, слушая их туристические байки.

Очередной брод

На подъеме мы их обогнали и ушли вперед. От «Тайваня» до Княжьей поляны 7 км, из которых 5 были жесткого подъема, там-то мы и оставили все силы.

Фирсова поляна

На Княжескую поляну мы вышли в 17:30. Высота более 1700 м. Ветер тут на поляне был совсем не добрый.

На Княжеской поляне

Какая же это была радость осознавать, что на сегодня мы пришли. Виды потрясали.

Княжеская поляна

Палатки в красивом месте поставить не было возможности (из-за ветра), встали в ложбинке. Остро встал вопрос с водой. В «чашах», которые тут есть и используются как источник воды, она была грязная и застоявшаяся.

Ложбинка для лагеря

Чаша с водой

Мы не рискнули использовать ее для приготовления ни пищи, ни чая. Паренек (Денис), который тут уже стоял, когда мы пришли, показал нам направление к гроту, о нем, мы, кстати, вычитали в интернете и очень на него надеялись. Парни принялись готовить еду из оставшейся у нас воды, а мы с Масянькой пошли в грот (Изумрудный).

Изумрудный грот

Спуск в грот занял минут 15, а подъем на десять минут больше. Перепад высот почти 200 м.

Спуск к гроту

На пол пути к изумрудному гроту

Грот просто огромнейших размером и воды там сколько угодно. Стоя внизу и смотря вверх на вход, понимаешь, какой ты маленький в нем.

В гроте на горе Тхач

Грот с озером на Тхаче

По возвращению в лагерь мы помогли в готовке горохового супа. А позже, впятером (Денис составил компанию) уплетали его за обе щеки. Чай и разговоры затянулись до начала первого ночи.

День второй.

Я проснулся в 8 утра и принялся готовить еду, после чего разбудил остальных. Сделали чай из оставшихся запасов воды, поели. Пришла очередь ребят добывать воду. Мы же помыли посуду (водой из ванночек) и свернули часть своего лагеря.

Виды княжеской поляны

Пока наши други отсутствовали, мы успели пробежаться по округе и пофоткаться.

Гора Тхач

Панорама с Княжеской поляны

Вид с Княжеской поляны

После того как прошло 2 часа, а гонцы за водой все не шли, мы начали реально беспокоиться и пошли за ними. Подойдя к краю обрыва, увидели, что они поднимаются, фух!!!

На горе Тхач

Собрали остатки лагеря и вышли. Время уже было 14:15, очень поздно. Сразу от Княжеской поляны тропа уводит вверх. Пыхтели-пыхтели, но все же вылезли наверх. Увиденное глазами заставило забыть обо всех сложностях.

Горы в Адыгее

По пути на гору Большой Тхач

Как сказал Вован: «Ради этого стоит жить!».

Поход на Тхач

Гора Тхач

Кавказские горы

Не спеша, любуясь видами, мы вышли на вершину Большого Тхача (гора Тхач с адыгейского переводится как молодой Бог). По пути встретили вчерашнего паренька, с которым сидели у нашего костра.

На пути к вершине Большого Тхача

Поход по горам

С вершины Большого Тхача виды были еще замечательней, чем все те, что мы увидели до этого. Сразу вспомнилась поговорка  - «лучше гор могут быть только горы».

Панорама с Большого Тхача

Тут же на вершине горы Тхач мы немного перекусили, перевели дух (и от увиденного тоже ), конечно же, пофоткались и начали спуск вниз, на седловину.

На вершине Большого Тхача

Большой Тхач

Чертовы ворота

На седловине между Большим и Малым Тхачом мы оказались 19:20.

Метки на спуске к седловине

Большой Тхач гора в Адыгее

Тут нам встретились еще одни знакомые, на этот раз из Горячего Ключа. Мы сними долго болтали, а потом (успели до темна) разбили лагерь.

Большой Тхач на закате

Вода от нас была в 100 метрах, дрова чуть дальше. Приготовили ужин (макарики с тушкой), поели и запили все это чаем. День плавно перетек в ночь, когда мы расходились спать. Я натер большой палец на ноге и есть такое (дурное) предчувствие, что дальнейший поход будет не совсем комфортным.

Третий день.

Утро для меня начался в начале седьмого, помыл посуду, разжег костер и сварил чай. После этого разбудил всех остальных.

Самое живописное место для стоянки

Завтрак был легеньким (какие-то консервы и колбаса). После завтрака пообщались и обменялись контактами с соседями (Горячеключевцами).

Вид на Малый Тхач

Гора Большой Тхач

Сбор лагеря и выход у нас состоялся в 12:20 (никак не удается выйти рано).

Сбор палатки на седловине Тхачей

Решили подняться на Малый Тхач. Подъем крутоват, но мы справились меньше чем за час.

Фото на Малом Тхаче на фоне Большого Тхача

Подъем на Малый Тхач

На подъеме на Малый Тхач

Любовались видами совместно с парой из ГК. Погода была отличная, но через полчаса небо затянули тучи и поднялся ветер (все круто изменилось).

На горе Малый Тхач

Прогулка по Малому Тхачу

Какой-то балаган

В горах Адыгеи

Согласно нашему плану, мы должны были остановиться на балагане «Шестакова». Спуск с Малого Тхача немного экстремальный.

Вид с Малого Тхача     На спуске с Малого Тхача

На перекрестке дорог на балаган и на Чертовы ворота встретили группу из 20 человек.

Гора Малый Тхач

Тучи над головой сгущались. Решили поторопиться до начала дождя.

На пути к балагану "Шестакова"

Тучи сгущаются

Кавказские горы

До «Шестакова» добежали без остановок. Там сделали небольшой привал и перекусили.

По тропе к балагану

Балаган в горах

Оттуда решили добежать до следующей точки, где есть источник воды. Но его там не оказалась (GPS говорил, что есть). Пришлось бежать до балагана «Ветреный». Между двумя балаганами около 8 км ходу.

Балаган "Ветреный"

Тропа, и петляла, и уводила, то вниз, то вверх. На «Ветреный» вышли в начале восьмого. По пути то и дело срывались капли дождя, но он так и не пошел.

Горелый лес в горах     Лес в горах

Набрали воды в колодце, и пошли искать место под палатку. На территории балагана такой стрем, что вставать там не хотелось, тем более, что там в скором времени должны появится 20 тел, которых мы оставили позади себя.

В горах Адыгеи

Нашли классное место для лагеря, поставили палатки, развели костер и первым делом заварили чай. В скором времени подошли наши недавние (давние) знакомые и встали лагерем немного ниже нас. Перед сном снова варили макароны с тушенкой, ну и, само собой, чай (кое-кто заморочился с киселем).

Место последнего лагеря в этом походе

Завтра последний рывок. На данный момент прошли 49 км. Сегодня прошли 16 км, большая часть пути была вниз. На спусках у всей нашей группы ноги устали хуже не куда. Спать пошли в начале первого (вот бы завтра пораньше выйти).

Четвертый день.

Ночью был небольшой дождь, но это никак не отразилось на дальнейшем походе. Утро как обычно начали с завтрака и сбора лагеря, последнего в этом походе.

Приготовление завтрака

Вышли со стоянки в 9:20 и все время шли вниз, сначала по тропе, потом по руслу реки Куна, а потом по лесовозной дороге до слияния Куны и Большого Сахрая. Время от времени с неба срывался дождь. Практически весь путь мы шли с парой (Руслан и Олеся), что были из того же города, что и мы.

До машины от «Ветреного» всего 14 км. На это расстояние потратили 4 часа.

Один из бродом на обратном пути

По приходу рассчитались за стоянку авто, переоделись и поехали домой. По пути попали в ливень (вовремя свалили). Общий пробег по горам составил 63 км. Оборудование и здоровье не подвели.