К приюту «Фишт» и озеру Псенодах

Чт, 18.08.2011 - 13:10

Нитка маршрута:  КПП «Лаго-Наки» - щель Инженерная - приют «Фишт» - озеро Псенодах – приют «Нежный» - КПП  «Лаго-Наки».

Продолжительность похода:два дня, одна ночь.

Общее время ходьбы:15 часов.

Мы – начинающие туристы-любители. Можно сказать, этот поход для нас первый, самый серьезный и высокогорный. Во время пути мы столкнулись с различными трудностями, но отсутствие опыта  ничуть не помешало нам наслаждаться красотами родного края.

Из википедии:

Фи́шт (адыг. Фыщт) — вершина в западной части Главного Кавказского хребта, высота 2867 м.

Фишт образует совместно с вершинами Оштен и Пшехо-Су так называемый Фишт-Оштенский массив. Вершины массива представляют собой первые (продвигаясь с запада на восток) на Кавказе вершины альпийского типа, то есть поднимающиеся значительно выше верхней границы леса, имеющие широкий пояс субальпийских и альпийских горных лугов. Кроме того, г. Фишт — самая западная вершина Кавказа, имеющая ледники на своих склонах (Большой и Малый Фиштинские ледники) и значительные скальные сбросы.

В структурном отношении Фишт являет собой глыбовое поднятие, сложенное пластами рифогенных известняков. Мощные известняковые толщи способствуют развитию многочисленных и разнообразных карстовых форм (воронки,пещеры…). Из известных, на склоне горы находится пещера Парящая птица. С 1994 года на Фиште исследуется Пещерная система Белая звёздочка, которая является одной из самых глубоких в России.

Классический маршрут восхождения по Большому Фиштинскому леднику, категория сложности — 1Б

Считается, что гора некогда была островом в древнем океане Тетис, чем объясняется её коралловое строение.

Со склонов Фишта берёт начало река Пшеха, у вершин Фишта и Оштена расположен исток реки Белой, (ниже по течению принимающей воды реки Пшехи) впадающей в Кубань. Шахе также берёт начало на Фиште, но впадает в Чёрное море. Из западной стены горы вытекает водопад Фишт высотой около 200 м.

Наш поход берет начало у КПП «Лаго-Наки» субботним утром (примерно в 6.00).

Субботний рассвет на плато Лаго-Наки

Чтобы выступить пораньше, мы приехали загодя – в пятницу вечером. Ночь провели в палатке у машины. Не доезжая пропускного пункта, есть несколько стоянок с кострищами, где можно очень удобно расположиться. Машину оставили у кафешки у КПП. Скажу сразу, по приходу хозяин заведения предупредил, что так делать не стоит, и если вы решите оставлять машину – лучше поставьте ее прямо на входе в заповедник.

Как и полагается, с нас взяли по 300р с человека за два дня пребывания в заповедной зоне. Погода не радовала солнечными лучами, но и дождя не было.

Вид на г. Оштен

Альпийские луга и горы

Небольшое озеро на пути

Так как путь для нас был абсолютно незнаком и не изведан, конечной целью  текущего дня был туристический приют. Идти к приюту совсем несложно – по пути встречаются метки.  Высота набирается постепенно, и можно двигаться, наслаждаясь открывающимися видами на плато, массив Оштен и т.д. По пути нам встретилась пара родников, из которых мы могли набрать воды, а также умыться и выполнить весь необходимый утренний моцион.

Оштенский массив

Так как резких перепадов высот по пути к приюту не наблюдается, шли довольно легко. Благо была пасмурная погода, и солнце не жарило нещадно. Пройдя через щель Инженерную, туристы попадают прямиком на Армянский перевал. С него открывается вид на территорию приюта. С перевала Армянского спускались чуть больше часа. Нам повезло, успели дойти по сухому. Иначе, спуск мог бы занять больше времени.

Российский триколор на Армянском перевале

Вид на приют "Фишт"

Брод на спуске с Армянского перевала

Итого, до туристического приюта порядка 22 км и 7 часов ходьбы в среднем темпе, с несколькими 20-ти минутными остановками. При желании, немного ускорив шаг и пренебрегая фотосессиями и перекусами, можно добежать и за 6 часов. Мы встретили какого-то туриста, который с пятилетним и восьмилетним сыновьями проходили этот путь и за 5. Не знаю, верить ему или нет, но за 6-7 часов вполне реально.

Панорама долины

Итак, в 2 часа дня мы были уже на месте. Не успев расположиться в беседке у костра, полил сильный ливень.

Приготовление пищи на приюте "Фишт"

Дождь не давал возможности ни разбить палатки, ни продолжить путь. Поэтому, мы не спеша приготовили обед и допивали по, наверное, уже третьей кружке чая, когда к нам подошел администратор этого самого приюта. Он сказал, что мы слишком долго засиживаемся в беседке и что им надо принимать так называемых плановиков, и что мы этим самым плановикам должны быть благодарны за существование этого самого приюта. В общем, нас культурно выгнали из успевшей стать такой родной беседки. Ливень прекратился; сил, запала и дерзости еще хватало, и мы решили продолжить путь по нашему маршруту.

Устье реки Белой

Итак, на часах 19.00, суббота и мы стоим лицом к лицу к фишт-оштенскому перевалу. Как нам рассказали бывалые, по светлому и по сухому подъем занимает около трех часов. И мы двинули, так как решили заночевать на озере Псенодах. Во время подъема мы немного сбились с пути, свернув к Фишту, и потеряли порядка получаса, возвращаясь обратно к первоначальной тропе через перевал. Последние минут 40 до вершины мы шли по темному, с фонариками. Дул сильный ветер, изо рта шел пар, но холодно не было, так как подъем заставляет попотеть. Наконец-таки мы поднялись, и впереди нас ждал не менее серьезный спуск с перевала.

Панорама с Фишт-Оштенского перевала

Панорама г. Фишт

Подъем на Фишт-Оштенский перевал

Следующей задачей было в темноте не пройти мимо озера. Так как никто из нас здесь никогда не был, приходилось постоянно вглядываться в темноту и спускаться в низины для проверки наличия водоема. На спуске с перевала нам пришлось несладко. Здесь, на 2000 метрах над уровнем моря, в низинах лежит снег, вовсю гуляет ветер, пронизывающий до костей, и ноги, ступающие в грязь, так и норовят поскользнуться и утащить вниз.

На перевале

Наконец, озеро было найдено, и мы поспешили спуститься и наскоро разбить лагерь. К сведению, на озере разбивать лагерь и останавливаться на ночь нельзя: штраф 1000р. На самом деле, в заповеднике нигде нельзя стоять, кроме как на территории приютов. Но нашей компании в принципе несвойственно кучковаться, поэтому на полупустынном озере (всего-то 4 палатки кроме нашей) мы чувствовали себя в своей тарелке. Опять же, в следствие отсутствия опыта горного треккинга, не рассчитали с теплой одеждой. На озере была такая холодина, что вне спальника находиться было невозможно. По ощущениям, градусов 8-9 было. Наскоро поужинав, мы улеглись на ночлег. Итого, путь от туристического приюта «Фишт» до озера «Псенодах» занял у нас 3,5 часа. В километрах, это примерно 8-12 (разные люди называли разные цифры). Ночью пошел уже серьезный дождь, с молнией и громом, раскатывающемся по ущелью. Но нам уже было все равно в надежных палатках и теплых спальниках.

Утро на Псенодахе

Озеро Псенодах

Чистейшее озеро Псенодах

В первый день, в субботу, мы прошли порядка 30 километров. Общее время в пути: 10,5 часов.

По дороге в приют "Нежный"

На следующее утро мы не спешили, так как большая часть пути была пройдена.  Позавтракав, мы вышли с озера примерно в 11.20 дня.  Путь до приюта «Нежный» занял два часа.

Впереди приют "Нежный"

Приют на фоне г. Оштен

На приюте мы сделали привал, выпили чая, отдохнули и уже без остановок дошли к контрольно пропускному пункту «Лаго-Наки». От «Нежного» до кпп дошли примерно за 2,5 часа. Всего от озера до пропускного пункта примерно 16 км.

Дорога по плато Лаго-Наки

На плато

Поход оказался для нас очень увлекательным, хотя и достаточно трудным. Для себя я уяснила несколько моментов, которые обязательно учту при планировании следующих маршрутов в данной местности, в т.ч. при походе на море:

·         В горах даже летом может быть очень холодно! Взяв с собой не самый теплый свитер, я пожалела. Нужен либо очень теплый свитер, либо куртка.

·         В горах погода меняется моментально! Дождевик обязателен, хотя нам крупно повезло и мы не попали в дождь непосредственно во время ходьбы.

·         Обувь для треккинга  - не понты. Мои любимые кроссовки, исходившие Крым и видавшие не самые удобные для передвижения дороги, оказались     настолько беспомощными в горах! Обязательно разорюсь и куплю специальные треккинговые ботинки.

·         Излишек еды. Необходимо правильное и четкое распределение количества провизии на каждого из участников похода. У нас всегда получается слишком много еды, и мы таскаем лишний груз. В принципе в походе выходного дня это может быть не критично, но стоит уделить данному вопросу больше внимания при планировании более крупных вылазок. И не забывайте, в горах человек есть меньше, чем в городе.

·         Орехи с сухофруктами, словно манна небесная. В критический момент горсточка смеси может придать сил, повысить тонус и позволит хоть на некоторый промежуток времени забыть о нечеловеческих подъемах J. Мне, например, очень помогло!

Смотреть все фото похода к приюту «Фишт» и озеру Псенодах, а так же смотреть видео снятое с Фишт - Оштенского перевала