Все капризы природы в одном походе на Тхачей

Чт, 12.05.2016 - 20:39

Для нас так сложилось, что майские праздники - это традиционно поход на Тхачей.  В этот раз нас было четверо, и с нами не было Масяни.

План похода

Итак, маршрут был такой:

• 1 день. Идем через колокольню и ночуем на седловине.
  • 2 день. Идем на Чертовые вороты и ночуем там.
  • 3 день. Забираемся на одного из Ачешбоков и идем к седловине.
  • 4 день. Забегаем на Большого Тхача и идем через Княжеские к Тайваню, а оттуда в Новопрохладный.

Выезжали из Горячего Ключа, но не вечером в пятницу, а в субботу утром. В начале шестого мы полным составом выехали в Майкоп.

В Новопрохладное приехали в начале девятого. Свернув к дому человека, который осуществляет заброску, мы увидели что Газ-66 стоит с полным кузовом туристов, и уже закрывают борт. Мы попросили нас тоже взять. Так, уже через 10 минут мы двигали в сторону Тайваня.

Не знаю, сколько мы ехали по времени, но спина начинала болеть от напряжения. На Тайвани часть людей сошла, а часть поехала дальше.

Цена заброски на ГАЗ-66

До Тайваня - 4000 руб

Дальше Тайваня и ближе к началу подъема через скалу Колокольня 5000 руб.

Для нас заброска обошлась где-то по 350 руб с человека. По моему недорого за 5 часов экономии времени и сил.

Вот и настало время топать ножками. Рюкзаки за плечи, палки в руки и вперед.

Первый день похода

В 10 утра мы начали поход к седловине Тхачей. Подъем вначале был очень крутой, но потом мы привыкли и перестали замечать его крутизну. Шли себе и шли.

Женька учил меня пользоваться трекинговыми палками, которые мне подарили жена накануне. Получалось не очень ладно, и они доставляли больше неудобств, чем приносили пользы. Вот мы проходим балаган Ветреный и с неба начинают падать первые капли дождя.

До места стоянки остается совсем немного. Дождь то идет, то нет. Успеваем поставить палатку и залезть в нее до начала ливня.

На все про все у нас ушло чуть более 4 часов ходьбы.

Переждав дождь, идем за дровами и пытаемся развести костер. Благодаря сухому спирту нам это удалось, но опять пошел дождь. Мы снова оказались в палатке.

Потом была попытка реанимировать костер, и попытка была успешной. Приготовили еды, заделали чая и вскоре пошли спать. Было холодно, и усталость давала о себе знать. Ночь прошла нормально, несмотря на минусовую температуру.

Второй день похода

Максим, нехороший человек, разбудил нас в начале шестого. Погода не радовала. Позавтракали, и повалил град. Попрятались по палаткам.

Град с вперемешку с дождем то шел, то прекращался. Выждав, когда с неба ничего не будет сыпать, мы собрали лагерь и сквозь туман полезли на малого Тхача в сторону Чертовых ворот.

Облака и туман изредка и ненадолго давали нам возможность любоваться панорамой с вершины малого Тхача.

Откуда-то сверху, время от времени сыпал град и снег.

В тумане, мы не разглядели тропу, и это стоило нам час времени.

Наши блукания продолжились и дальше, проходя мимо горы Асбестовая, прозевав поворот, мы уперли куда-то не туда и поняли это, когда все дороги кончились. Делать было нечего, сделали привал и заварили чая. Виды были шикарные.

После привала, с новыми силами мы вернулись на тропу и шустро зашагали к Чертовым Воротам. На подходе к Ачешбокам нас накрыл снег. Из-за нулевой видимости мы прошли мимо стоянки. Хорошо, что вовремя сообразили и остановились. Сил оставалось немного, когда мы все же вышли на место предпологаемой стоянки. Только мы поставили палатки, как снег перестал сыпать.

Дальше надо было собирать дрова, разводить огонь и идти за водой.

Костер хоть и не с первого раза, но все же удалось зажечь. Прелести природы продолжили нас "радовать", снова пошел снег. Быстро, насколько это возможно, приготовили еды и мокрые и холодные полезли в палатки ужинать.

Позже, когда вся эта катавасия за пределами тента палатки прекратилась, мы пошли к углям костра. Сидели долго. Пили чай, сушили себя и вещи.

Стоять возле огня было тепло, но стоило отойти к палаткам, как тебя начинало трусить от холода. Ночь прошла нормально, хотя и была еще менее теплой, чем предыдущая.

Третий день похода

Проснулись рано, снова в начале шестого. Молния на палатке замерзла, и Женька что-то там с ней делал, прежде чем мы увидели голубое небо, западный Ачешбок и белую  траву.

Первое ,о чем мы подумали, неужели сегодня будет хороший день (в плане погоды). Было холодно, трава хрустела под ногами. Чтобы согреться замутили костер и чай. К этому времени место нашей стоянки заволокло туманом.

Позже был завтрак, сушка вещей и сборы на покорение западного Ачешбока. Как на него подниматься, мы не знали, но твердо были уверены, что сделать это можно.

Сначала мы начали подъем с левой его стороны, но очень быстро поняли, что пройти там вариантов нет. Зато оттуда открывалась фантастическая панорама. И с того же места мы увидели горного козла, который стоял около наших палаток и смотрел на нас. К сожалению, оптика Go Pro не позволила запечатлеть его.

Мы спустились вниз и в этот раз решили пойти по навигатору.  Тропа, которую он рисовал, вела прямо по сыпухе круто вверх. Ну ладно, погнали.

Карабкаться в гору по сыпухе не самое приятное занятие. Около часа у нас ушло на то, чтобы оказаться на вершине западного Ачешбока. К сожалению, полюбоваться видами не получилось. Вся вершина была затянута облаками.

Мы легли на травку с надеждой, что облака сдует ветер, и мы насладимся панорамой Тхачей. Но этого так и не случилось.

Порадовал горный козел, который стоял на одной из верхушек скал и снова смотрел на нас.

Спуск вниз у меня занял не более 20 минут. Спускаться по сыпухе для меня одно удовольствие. Когда мы оказались в лагере, небо над Ачешбоком прояснилось. Что ж, придется залезть на него снова.

Пока собирали вещи и сворачивали лагерь, на костре варился пуэр. Перед выходом мы его употребили и направились в сторону седловины Тхачей.

В этот день с неба ничего не сыпало, а солнце лишь изредка пряталось за облаками.

Место под стоянку выбрали, ну просто космос. На поляне открывался замечательный вид на большого Тхача, рядом бежал ручей с водопадом и лесок.

Вечерние посидели с напитком масала проходили в тумане. После был сон снова в морозной ночи.

Четвертый день похода

Снова ранний подъем, за пределами палатки светило солнце и уже начинало греть. Небо со всех сторон было чистое. Наконец-то, вот она, идеальная погода!

Водные процедуры, завтрак, сбор лагеря и выход на тропу.

Менее чем за два часа мы заползли на вершину Большого Тхача. Как же там красиво, мой словарный запас не в силах описать всю прелесть обозреваемой панорамы.

На эти виды можно смотреть бесконечно. По спине Большого Тхача, любуясь окружающим ландшафтом, мы пошли в сторону Княжеских полян. По пути встретили много туристов. На полянах у нас был привал с чаепитием и поеданием последних запасов пищи.

Дальше был спуск, спуск, спуск. Вышли к Тайваню, а там никого. У нас была надежда встретить там туристов и с ними уехать в поселок. Решили подождать. Заварили чай. Прошел час, но так никто и не появился.

Собираемся и делаем свой последний в этот день рывок в 10 км. Вначале идти было легко и быстро, потом скорость снизалась из-за грязи и бродов.

Во время очередного такого перехода на нас из леса выскочила пара косуль. Увидев нас, они испугались и разбежались в разные стороны. Конечно, сфотографировать никто не успел.

Был еще один интересный момент, это переход реки по подвесному мосту. Мостик в плачевном состоянии идти по нему, мягко говоря было страшно.

В Новопрохладный пришли в начале восьмого, забрали машину со стоянки (отдал 500р). Дорога до Горячего Ключа ничем примечательным отмечена не была.

Итог похода на Тхачей

1. Хорошая обувь залог комфорта и ног без мозолей.
  2. 60 км за 4 дня это не так и много.
  3. У погоды нет плохой погоды, но все же нужен хороший дождевик.
  4. С собой можно было бы брать меньше вещей.

Трекинговые палки

Это был мой первый поход с палками. В первый день полезности этих штук я не находил, и даже наоборот, они мне мешали. Женька мне что-то подсказывал, но у меня ничерта не получалось. Во второй день стало немного получаться, и я понял, как сними обращаться. Стало немного легче. Потом и вовсе освоился. В некоторых ситуациях палки просто не заменимы (преодоление брода), а в других совершенно бесполезны и только мешают. Если говорить о спусках и подъемах, то тут они помощники, да и на прямых участках тоже.