Прогулка к Фанагорийской и Кошачьей пещерам

Пнд, 01.08.2016 - 22:04

Лето не такое уж длинное, чтобы сидеть на выходных дома. В последний день июля мы вместе с Петром отправились в Фанагорийскую и Кошачью пещеры, а заодно пробежались по Аюкским водопадам. Масяня не пошла с нами, сославшись на то, что в пещерах ей страшно.

Как добраться до Фанагорийской пещеры

Если нет машины, то на автобусе до села Фанагорийского, а дальше 12 км пешком. Мы же поехали на Ниве, которую мне одолжил тесть. После Фанагорийского идет хорошая грунтовка, потом после двух бродов дорога меняется. Появляются лужи и колеи. Но проехать можно и на легковушке.

Еще дальше идет еще один брод, он сухой, но в нем лежат большие трубы и бревна. Проехать на Ниве по такой переправе вариантов нет.

Сбоку был объезд с крутым подъемом и торчащими из земли корнями. Пока мы морально готовились, нас обогнала Нива Шевроле и личным промером показала, как надо ездить. Посмотрев траекторию подъема, мы без каких-либо проблем проскочили это, казалось бы, засадное место.

Проехав немного дальше, мы остановились, чтобы выключить передок и услышали, как в стороне надрывно ревет мотор.

Пошли посмотреть, не нужна ли помощь. Та самая Нива Шевроле, которая промчалась мимо нас пятью минутами раньше, лежала на брюхе в грязи и без посторонней помощь вряд ли бы выбралась из западни. Зацепив тросом за нашу старенькую Ниву, мы вытащили младшего брата. Потом застряли сами, выехали и снова вытянули Ниву Шевроле.

Дальше уже двинули вместе, но недалеко, всего около 1 км. Дорога стала совсем плохой, и мы посчитали, что идти будет быстрее, нежели вытягивать друг друга. Оставив машины, переодевшись и взяв рюкзак, мы пошли в сторону Большой Фанагорийской пещеры.

Через полчаса мы уже стояли у нижнего Аюкского водопада.

Поднявшись на него, прошли остальные три.

Воды в реке было мало, так что водопады были не фонтан.

На то, чтобы добраться до Фанагорийской пещеры, у нас ушло полтора часа. Мы сделали 5-ти минутный привал, чтобы  умыться, отдышаться и выпить воды.

Большая Фанагорийская пещера

Вход внутрь пещеры просторный, но почти сразу следует сужение.

Приходиться идти бочком, но недолго. Пещера длиной 1440м, мы их прошли за 40 минут. Я до сих пор под впечатлением от размеров пещеры. Говорят, что она одна из самых больших карстовых пещер в нашем крае.

В ней есть три огромных зала. Много сталактитов и сталагмитов, к сожалению, большая часть которых подверглась разрушению вандалов. По дну пещеры течет ручей, где-то он совсем незаметен, а местами можно и ноги промочить.

Около полутора часа мы провели без солнечного света. Представляли ситуацию, если бы у нас не было фонаря. Шли на ощупь с черепашьей скоростью, опасаясь разбить голову или другую часть тела.

После того как вышли из пещеры, мы устроились на полянке для перекуса. Заодно покормили рыб остатками нашей трапезы.

Время позволяло нам сходить еще в одну пещеру - Кошачью. В первый раз мы как раз с Петром там были 4 года назад.

Кошачья пещера

По дороге возвращаемся обратно и сворачиваем на втором ручье (Мощеный) налево. Дальше идем чуть более 2 км вверх по руслу. Вход в пещеру будет справа. Передвижению по ручью мешают поваленные деревья и отсутствие тропинки.

Хотя, она, то появляется, то исчезает. А так дорога очень живописна. В самом начале будет скала, где течет водопад (когда есть вода).

Потом идет римская мостовая.

Дальше справа будут красивые скалы и еще несколько выступов для водопадов.

Мы дошли до Кошачьей пещеры за час. Оставив рюкзак у входа, и включив фонарик, мы полезли вниз.

Первое, что бросилось в глаза, как в прямом, так и в переносном смысле, это комары. Эти кровососы облепили внутри все стены, и как только на них попадал свет, они тут же начинали хаотично летать.

Кошачья пещера узкая и не такая длинная, как Фанагорийская. Ее длина всего около 60м.

На мой взгляд, пещера очень красивая (тут есть нормальные фото).

Перед последним залом на полу лежат кости, а в последнем зале на полочке слева находится человеческий череп. За 4 года, что нас тут не было, его никто не упер домой на пепельницу. Я удивлен.

Если еще один зал, но он в воде. Посветив фонариком, мы прикинули, что глубина там сантиметров 70-80 и решили спуститься и пройти дальше. Я разулся, закатал джинсы и спустился в воду. Холодно. Сделал несколько шагов и понял, что дальше не пройти.

Нырять и протискиваться в узкую щель желания не было. Вода, после того как мы ее взбаламутили, стала издавать неприятный запах.

Когда мы выбрались на сушу, я обувался и ждал появления Ктухлу или еще чего похуже. Но обошлось.

Покинув пещеру, приятная прохлада сменилась знойной духотой леса. Впереди у нас было возвращение к машине. После целого дня лазаний по пещерам наш бодрый запал немного сник, и мы уже не могли идти так же быстро, как в начале дня.

Ранее, когда мы только направлялись к пещерам, было решено на обратном пути искупаться в Аюке. Для этого мы выбрали нижний водопад, так как с него можно нырять.

Купание в холодной воде и прыжки с водопада придали нам необходимой запас сил, чтобы дойти до машины.

Дорога до дома была легче и быстрей. Во-первых, это связано с тем, что я привык немного к Ниве, и, во-вторых, мы никого не вытягивали.

Хороший выдался день! Любите и цените природу!