Большой Тхач или поход в природный парк Кубани

Ср, 20.05.2015 - 16:26

Ремонт ремонтом, но традиционный майский поход никто не отменял. Да и пусть только попробуют. Морской сезон еще не наступил, а вот в горы всегда пожалуйста.

Гора Большой Тхач как-то, пару лет назад, уже позволила на себя подняться. Так что, собрав небольшую толпу единомышленников (6 лиц), мы пошли в поход на Тхачей. Выезд из Горячего Ключа был намечен на 7 вечера, но определенные обстоятельства помешали нашим планам. В итоге выехали в районе 11. В планах значилось доехать до Новопрохладного и там, в лесу или на полянке, заночевать. Прибыв в нужный пункт назначения, нам далеко не сразу удалось найти место для ночевки. За окном машины было сыро, грязно и холодно. Из всей нашей толпы только двое решили покинуть теплый салон автомобиля и провести ночь в палатке.

Первое мая

Солнечное утро, щебетание птиц и поверх этой благодати вопли Кипелова, доносящиеся хрен знает откуда. На часах что-то около семи. Вставать лень, но впереди ждут приключения.

После пикника на обочине, мы паркуем машины в одном из дворов и пока собираем рюкзаки в путь, нам предлагают заброску. Сразу соглашаемся. Как ни как минус 10 км маршрута. Причем не самого живописного.

Набившись в кузов "ГАЗ-66" в составе 18 человек, мы продолжили наше путешествие к Большому и Малому Тхачу.

Пока тряслись на ухабах, туристы травили байки. Добравшись до Тайваня, мы рассчитались с водителем, закинули свои набитые едой рюкзаки на плечи и бодренько зашагали по грязи.

Долго ли коротко, но кое-как, выбившись из сил, мы дотопали до Княжеской поляны. Первый день пешего похода проходил большей частью по глиняным говнам. Это было что-то.

На поляне мы устроили лагерь в лесочке под елками. Развели огонь, приготовили еды и чая. Какое-то время сидели, греясь у костра и делились впечатлениями от подъема. После разбрелись по палаткам.

Второе мая

Ранний подъем, готовка завтрака, сбор лагеря. На все про все уходит два часа. Хотелось бы быстрей, но не получается. Пока один участник похода стоит уже собранный, другой еще только чешет себе (то что несут куры).

На выходе с Княжеской поляны нам сверху улыбается солнце. Траву под ногами то и дело сменяет снег.

Поднявшись на хребет Большого Тхача, нас и все вокруг заволокло туманом. Красивые виды, к сожалению, были недоступны нашему взору.

Не спеша, проваливаясь в снег по колено, мы вылезли на вершину Тхача.

Быстро нагрели воды, заварили пуэр и отметили это дело. Впереди нас ждал спуск к седловине для установки лагеря.

Пытаясь обогнать еще пару групп на спуске, мы прозевали поворот и убежали немного не туда. Пришлось снова подниматься, причем по каким-то козлиным тропкам. Настроение у группы упало, появилось ЛЕГКОЕ напряжение.

Но когда мы снова нащупали основную тропу, все как рукой сняло. Появились дополнительные силы, в ход пошли шутки. Не смотря на крюк, который мы дали, нам все же удалось обогнать всех по пути к седловине и занять стратегически выгодное местечко под палатки.

Сначала поставили лагерь и сидели, пережидая дождь. Потом принялись обустраивать быть. Натаскали дров и воды. Пришлось повозиться с разжиганием мокрых дров, но это мелочи. На костре до самой ночи сушили обувь и одежду.

Третье мая

Вылезая утром из палатки, обнаружил, что она немного покрыта льдом. Но зато чистое небо над головой.

Быстро завтракаем и бежим налегке на вершину Большого Тхача. На это дело уходит не более 40 минут.

Панорама завораживает, перехватывает дух. Ты стоишь на вершине, жадно, глубоко вдыхая воздух и думаешь: "До чего хорошо!". Память как кинопленка фиксирует каждую деталь из увиденного через объектив зрачков.

Спускаемся в лагерь, готовим гороховый супчик.

В этот день солнце балует нас своим присутствием.

Решаем разбиться на группы. Двое в лагере, двое ушли на Малый Тхач и двое пойдут к Чертовым воротам.

В районе 11 наша пара покинула лагерь. Полчаса занял подъем на Малый Тхач, еще немного времени ушло чтобы спуститься с него.

Дальше по горам по долам, мы дошли до Чертовых ворот.

Хотели было подняться на один из Ачешбоков, но его затянули облака. Решили сделать привал и пообедать.

От седловины Тхачей до перевала Чертовых ворот мы дошли за три с половиной часа. Обратно шли сначала под градом, а потом под дождем. Особо наслаждаться видами не приходилось. Но все ровно глаз то там, то сям выхватывал причудливые очертания гор. Одни походили на гребешки панковских ирокезов, другие скрывались в облаках, создавая таинственность вокруг себя. А где-то в дали полосы солнечных лучей прогрызали тучи и облизывали снег на склонах.

Потратив менее трех часов на возвращение в лагерь, мы как раз успели на ужин. Порядком вымотавшись и промокнув, я пошел греться в палатку и до утра носу не высовывал. Веселенький выдался денек.

Четвертое мая

День когда нам надо возвращаться в цивилизацию. Сквозь сон слышу как капли дождя стучаться о тент палатки. Зарываюсь глубже в спальник и засыпаю. В следующий раз когда я проснулся, дождя не было. Выглянув из палатки, ничего хорошо я не увидел. Небо затянуто тучами и в любую секунду готово разрыдаться.

На костре готовим завтрак и одновременно сущим вещи. Собрав лагерь, бросаем последние взгляды на Тхачей и выдвигаемся в сторону Тайваня. Тропа как змея петляет и уводит нас вниз.

Местами спуск еле заметен, а местами он такой, что выворачивает колени. На подходе к первому броду начинается дождь.

Вода в реке чертовски холодная. Есть три варианта преодоления бродов:

1. Босиком

2. Не разуваясь прямо в кроссовках

3. По бревну, но оно не везде есть.

Всего же до Тайваня надо преодолеть 8 бродов. И это было самое веселое за весь день. Вспомнилось детство, когда мы с пацанами прыгали по бревнам через ручьи и овраги. А детство оно прикольное.

Так как заброску, а точнее выброску мы не бронировали, то у нас был хитрый план. Подсесть к кому-нибудь. Так и вышло, когда приехала машина, наш дипломат Масяня пристроила нас прицепом к группе из 12 человек. Говорят, что дорога назад всегда короче, но только не тогда, когда на тебя сверху льет холодный дождь. Хорошо что хоть с боков грели товарищи туристы.

Приехав в поселок, мы переоделись в чистое и устремились домой. Перед этим купив на дорожку мороженного.

Итоги: не смотря на капризы погоды, на снег по колено и утренний холод, поход понравился. Все это мелочи, когда с тобой хорошая компания, тушенка с гречкой и чай (который закончился на второй день).